Требуется 20 лет для того, чтобы построить репутацию и всего 5 минут, чтобы ее разрушить.
Уорен Баффет

Изменения в закон "О недрах", касающиеся порядка оформления лицензий на водозаборные скважины

 

С 01.01.2015 г. вступили в силу изменения в законе «О недрах» (N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г.).

В соответствие с новой редакцией ст. 2.3 закона «О недрах», участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого/хозяйственно-бытового или технологического водоснабжения объектов и объем добычи которых составляет не более 500 м3/ сут, отнесены к участкам недр местного значения.

В соответствие с п. 7 ст. 4 закона «О недрах», предоставление права пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов гос. власти субъектов РФ.

 

Для участков недр с объемом добычи менее 100 м³/сут отменены требования о проведении оценки запасов подземных вод.

ФЗ N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. внесены изменения в части 1 и 2 статьи 29 закона «О недрах», регулирующую процедуру подсчета запасов пресных подземных вод.

Части 1 и 2 ст. 29 закона «О недрах» в новой редакции звучат следующим образом:

«В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки».

Часть 2 ст. 23 закона «О недрах» в новой редакции звучит следующим образом:

«Разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами».

Таким образом, требования об обязательном проведении процедуры оценки запасов подземных вод для одиночных водозаборов признано избыточным.

 

Какие требования к водозаборным скважинам с дебитом до 100 м³/сут остались в силе?

Прежде всего, это требования касательно режима эксплуатации подземного водозабора и проведения объектного мониторинга.

Мониторинг подземных вод в обязательном порядке включает в себя проведение режимных наблюдений за объемом добычи подземных вод, положением уровня подземных вод в водозаборных скважинах и регулярный отбор проб для выполнения бактериологического, химического и радиологического исследования воды.

Для выполнения режимных наблюдений каждая водозаборная скважина должна иметь соответствующее техническое оснащение:

- на всех эксплуатационных и резервных скважинах на устье должен быть установлен расходомер;

- все имеющиеся скважины должны быть обеспечены пьезометрическими трубками для измерения положения уровня подземных вод в скважине;

- на устье каждой скважины должен быть оборудован кран для отбора проб воды.

 

На водозаборе назначается ответственное лицо, в должностные обязанности которого входит ведение журналов учета количества добытой воды, журнала измерения положения уровней и журнала отбора проб, а также возлагается ответственность за контроль технического состояния скважины.

Все формы журналов режимных наблюдений, которые необходимо вести на скважине, приведены в Методических рекомендациях по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах (МПР РФ, 2000 г.).

Результаты режимных наблюдений сдаются в виде отчетности распорядителю недр, а также в региональное бассейное водное управление.

На основании показания счетчиков производится выплата водного налога.

Регулярный отбор проб воды из водозаборной скважины производится в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01.

В соответствие с таблицей 6 и главой 4 СанПиН 2.1.4.1074-01, отбор проб на органолептические и микробиологические показатели из скважин (подземных источников) должен выполнятся юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, не реже 4 раз в год по сезонам года. Анализ воды на органические и неорганические вещества (так называемый, полный хим. анализ), а также проба воды на радиологические исследования (соответствие воды нормам радиационной безопасности), должны отбираться не реже 1 раза в год.

В связи с необходимостью соблюдения норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической защиты населения, для всех водозаборных скважин, используемых для питьевого водоснабжения, должны быть получены соответствующие заключения органов санэпиднадзора на возможность использования подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения и на проект организации зоны санитарной охраны водозабора. 

Для того, чтобы определить, какие именно требования могут быть выдвинуты к эксплуатации того или иного водозаборного сооружения, на нем должно быть проведено специальное гидрогеологическое обследование, включающие проведение опытно-фильтрационных работ и отбор полного комплекса проб для проведения лабораторных исследований подземных вод.